Требования для обучения на инструктора парашютиста. Нагрудный знак «Инструктор-парашютист» двух категорий

Сергей Емельянов, инструктор ПС и ПДС ДОСААФ России
(инструктор поисково-спасательной и парашютно-десантной службы)

«Не ты выбираешь спорт, а он тебя»

Когда мне было 17 лет, я узнал, что моя младшая сестра прыгала с парашютом, и мне очень захотелось попробовать. Сначала действительно думал, что только попробую, но после первого прыжка хотелось ещё, а потом ещё… И так меня затянуло, что начал прыгать постоянно.

Страх потерять опору под ногами – он естественный. Я более-менее перестал бояться где-то после шестидесятого прыжка. Сейчас бывает не страх, но волнение. Переживаешь либо за комплекс фигур, которые нужно открутить за минимальное время в свободном падении, либо за точность приземления. В голове проигрываешь, сидя с закрытыми глазами в самолёте. Вот за это переживаешь. А то, что там что-то не так пойдёт – об этом уже не думаешь.

Для меня это давно уже не просто развлечение, а спорт. На определённом этапе я начал ездить на соревнования. Там увидел, как можно прыгать, пообщался с участниками из разных команд, узнал, что есть фигуры, которые нужно «откручивать» в небе. И стал относиться к прыжкам не как к , а как к спорту.

Говорят, что не ты выбираешь спорт, а он тебя. Мне хотелось совершенствоваться. И в какой-то момент у меня спросили: «А ты не хочешь попробовать себя в качестве инструктора?»

«Прыгнуть для меня - как из маршрутки выйти»

Можно прыгать много и долго, для удовольствия. И даже имея большое количество прыжков, ничего не уметь. А можно относиться к этому профессионально. Изучать теорию, применять её на практике. Не просто прыгать и падать на «пузе», а делать определённые упражнения.

Инструктору важно не бояться ответственности, ведь ты принимаешь на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. То есть ты должен чётко отдавать себе отчёт в том, что ты неправильно рассчитал – у тебя люди приземлились в лес, на здание, в овраг, в речку, поломались, разбились. Ты за них отвечаешь и, если что, ты за них сядешь.

Ты должен не просто обучить людей – они должны тебя слышать и слушать с первого раза.

К кому-то требуется индивидуальный подход. Если человек боится, его нужно успокоить. Я говорю обычно так: «Ты должен знать материальную часть назубок и чтобы у тебя не было мысли, что твой парашют откажет. Ты его уложил, ты всё знаешь, ты всё сделал правильно. Прыгнул – и работай над заданием. Пока не открылся парашют, даже не думай о нём. Выполняй задание. Если ты уверен в себе и не будешь бояться, что он не откроется – он откроется всегда. Главное – быть уверенным в своих действиях».


Я готовлю людей к первому прыжку. Есть два варианта. Можно прийти в аэроклуб, сказать: «Я хочу прыгать», и вам предложат либо коммерческий прыжок, который можно осуществить в ближайшие выходные, либо длительное обучение. В первом случае вы приходите «на всё готовое», вас оденут, обуют, выдадут сложенный парашют.

Во втором нужно будет пройти курс подготовки, в который входит теория, отработка прыжков, занятия по укладке парашюта. После чего сдаётся зачёт, выпускается приказ на допуск к прыжкам с парашютом, к практическому выполнению прыжков – и вы уже прыгаете под моим руководством и руководством командира звена (начальника аэроклуба).

На аэродроме обязательно проходит дополнительный инструктаж: люди прыгают с парашютной горки, тренируют приземление, дабы не сломать ноги – там очень важно держать их вниз, пробуют отделяться от самолёта.

Потом все одеваются (шлем, сапоги и прочее), идут в самолёт – и тут я вижу испуганные лица. Паника, правда, не у всех бывает, некоторые переводят её в смех. Есть естественный страх: боязнь высоты, боязнь потерять опору под ногами. Это бывает, но обычно справляются. Первый раз в прошлом году я видел, когда человеку действительно стало плохо - от страха он побледнел, его начало тошнить.

Чтобы определить адекватность, понять, насколько человек спокоен, сосредоточен, я показываю ему пальцы на руках. Как-то раз прыгал мой друг. Я ему: «Антон, сколько пальцев видишь? Два, три?» Он мне в ответ: «Всё нормально, всё вижу…» А вечером делится:

Серёж, помнишь, ты мне в самолёте пальцы показывал?

Так вот. Я не то, что пальцы, я тебя не видел.

Такое тоже бывает.

Когда мы уже в самолёте, важно рассчитывать выброску: на каком удалении должна быть точка выброса от старта (то место, куда мы приземляемся). Важно учитывать силу ветра, направление, высоту. Нужно знать приметы погоды, они помогают: ты можешь определить, когда пойдёт дождь и когда будет смена ветра. Например, с утра затишье, а потом ветер спускается с высоты. Все эти знания в комплексе и позволяют рассчитать безопасный маршрут для прыжка.

По моим командам лётчик набирает определённую высоту, я выбрасываю пристрелочный парашют либо ленту – проверяю точность расчётов – после чего начинают прыгать люди.

Я не просто «выбрасываю» людей, нужно смотреть, куда они приземлились, как «открылись». Если это начинающие спортсмены, то смотришь, как они делают задание (например, выполнить определённый комплекс фигур в свободном падении). И, соответственно, позволяешь им либо дальше расти, либо тренировать это упражнение.

Я могу отменить прыжок в некоторых случаях: если человек себя плохо чувствует, если в самолёте открылся запасной парашют, если на аэродром прибыл товарищ в неадекватном состоянии.

Тело имеет определённое сопротивление. Ты на скорости 52 м/с падаешь на животе. Можешь раскинуться и будешь падать медленней, а можешь собраться – полетишь вниз быстрее. То есть, напрягая определённые группы мышц, можно менять высоту или летать вперёд-назад.

Когда все спрыгнули и приземлились, можно остаться в самолёте. Но я всегда выпрыгиваю. Это моя работа, и мне это нравится.

В моей практике не было случая, чтобы парашют не раскрылся. Частичное раскрытие, когда он работал нештатно – да, такое бывало.

«Я адреналиновый маньяк»

Я работаю с вечера пятницы: провожу предварительную подготовку с шести до 9-10 вечера. В субботу в 6 утра я уже в аэроклубе. Прыгаем часов до трёх, иногда до пяти-шести. Приезжаем, укладываем парашюты, бывает, и до 12 ночи, и до часу. Воскресенье – опять в 6 утра в аэроклубе, прыгаем часов до трёх – и всё, я свободен.

Зарплата может складываться из нескольких пунктов. Мне платят 5% от стоимости коммерческого прыжка. В сезон за месяц выходит в районе 20 тысяч рублей в регионах, в Москве инструкторы могут зарабатывать около 60 тысяч. Работают, в основном, по выходным. В будни многие трудятся где-то ещё. Также заработок может идти от продажи экипировки, но это уже бизнес.

Сезон активных прыжков – с середины апреля и где-то под конец ноября. Потом портится погода и, как правило, аэроклубы закрываются. В Москве прыгают круглый год, но зимой потока людей намного меньше.

Сейчас активно развивается частная авиация. У моего товарища самолётик маленький, и мы с него прыгаем, в принципе, круглый год, когда захочется.

Два раза в год по две недели езжу на сборы ФСБ. К работе это не относится, это личное совершенствование как спортсмена. Мы тренируемся на определённых площадках. Там уже другая техника, другие высоты: отрабатываем спуски на ограниченные площадки, например, на стадионы, на военные части, прыгаем ночью.

Мой тренер говорила: «Те прыжки, которые были – они уже прошли. Самый главный прыжок впереди. Вот о нём надо думать. Прошлое не изменишь. А в будущем надо стараться делать лучше, учитывать ошибки предыдущих прыжков и не допускать их».

На землю не всегда успеваю посмотреть. Парашютист должен вести круговой обзор, чтобы ни с кем не столкнуться. Вниз смотрю, но на определённую точку - мишень, в которую нужно попасть.

Примет у нас много. Мы, как и лётчики, никогда не говорим «последний». Всегда «крайний». Некоторые не бреются в день прыжка, не зашивают и не пришивают ничего на аэродроме.

Верхней возрастной планки для инструктора нет. Мы каждый год проходим врачебно-лётную экспертную комиссию. И тут уже по состоянию здоровья выносится решение – можешь ты прыгать дальше или нет.

Мне нравится соревноваться, нравится совершенствоваться, нравится быть первым. Самая красивая и самая тяжёлая медаль для меня была на Кубке Гагарина. Он проходит 12 апреля в Саратове. В 2011-м году мы получили сразу две медали – одна была командная, а вторая в личном зачёте.

За что я люблю свою профессию? Это , и его невозможно не любить. Это всё-таки какой-никакой, а вброс адреналина в кровь, наверное, я адреналиновый маньяк.

За двадцать лет «в небе» у меня почти 1000 прыжков. Останавливаться пока не собираюсь.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Путь к экстремальной профессии лежит на высоте птичьего полета. Пройти способен не каждый.

Эта профессия — отчасти военная. Парашют был придуман не ради забавы, а для возможности высадить войска в труднодоступных районах. Затем появились спортивные парашюты, а вместе с ними и такое понятие, как «парашютный спорт». Наш сегодняшний герой служил в воздушно-десантных войсках, сейчас он занимается подготовкой спортсменов. Знакомьтесь, Вячеслав Субботин, старший инструктор аэродрома «Борки».

Как становятся инструкторами парашютного спорта

На это не один год положен, — говорит Вячеслав. — Желание прыгнуть с парашютом возникло у меня еще в детстве, лет в 5—6, тогда я впервые увидел парашютистов в небе над Тушинским аэродромом. Поэтому, когда друг рассказал мне о том, что можно начать заниматься парашютным спортом в клубе «Десантник», на аэродроме Алферьево, я не раздумывал. Там я сделал 12 прыжков, а потом ушел служить в воздушно-десантные войска.

Инструктором гражданской авиации стал на том же аэродроме. Я в то время устроился работать в МЧС, куда набирали спортсменов для десантирования в труднодоступные районы. Именно тогда и прошел специальный курс. Затем получил квалификацию тандем-мастера, дающую право на прыжки в паре. Чтобы подняться на эту ступень, нужно выполнить некоторые условия: сделать 500—600 прыжков, стать мастером спорта, иметь одну боевую отцепку. Боевой отцепкой называют ситуацию, когда основной парашют не раскрылся — парашютист отцепляет его и раскрывает запасной.

Без страховки

— В принципе, можно — объясняет мне собеседник, — но страховка спортсменов стоит очень дорого, да по большому счету она и не нужна. Сейчас техника на таком уровне развития, что разбиться практически невозможно — существуют специальные приборы, которые раскрывают запасной парашют автоматически на определенной высоте, если основной по каким-то причинам не раскрылся. Кроме того, парашют укладывается поэтапно, и каждый этап тщательно проверяется, так что нужно сильно постараться, чтобы сделать что-то не так.

Кстати, когда пошел служить в армию, меня сразу предупредили, что за специально проделанную боевую отцепку я отправлюсь на «губу». Ведь при возникновении такой ситуации солдату предоставляется 10-дневный отпуск, так как в результате он переживает сильнейший стресс. А спортсмен может этим просто воспользоваться, поскольку знает, что нужно сделать, чтобы получить этот отпуск.

Самый страшный прыжок

— В первый раз прыгать не очень страшно, — рассказывает Вячеслав, — ты еще не знаешь, на что идешь. А вот перед вторым прыжком колени действительно дрожат. Это — самый жуткий момент. Потом уже перестаешь бояться. Нет, страх, конечно, все равно присутствует, но уже в меньшей степени.

И Вячеслав знает, о чем говорит: на его счету уже больше 3000 прыжков, максимальная высота, с которой прыгал, 5,5 тысяч метров — чуть больше минуты свободного падения.

Тех, кто прыгает с парашютом впервые, называют «перворазниками». Их инструктируют 3—4 часа. Показывают парашют, взаимодействие его частей, рассказывают, как себя вести в самолете.

Высокий спорт

— Перворазниками я давно не занимаюсь, — говорит Вячеслав, — сейчас готовлю спортсменов по программе AFF (Accelerated FreeFall — ускоренный курс обучения для тех, кто хочет заниматься парашютным спортом — Прим. авт.). Занимаемся в классе 6 часов, потом практика — сначала на земле: отработка техники прыжка, чтобы человек научился правильно принимать прогиб, проходить отцепку и т. д.

Тренируются спортсмены на специальных тренажерах. Например, на подвесной системе, где парашютиста подвешивают, и он отрабатывает определенные действия. Устройство, которое мы между собой называем «тачка», представляет собой «ящик» на четырех колесах, сделанный по форме тела человека. «Тачка» вращается, а человек отрабатывает в ней развороты и прогиб. Хотя, на мой взгляд, лучший вариант — две кровати. Мы раньше так тренировались: повисали между двумя кроватями, было очень эффективно.

Всего уровней обучения AFF семь. С первого по третий, как говорит Вячеслав, человек учится выживать: отделяться от летательного аппарата, контролировать свободное падение, использовать приборы и раскрывать парашют на заданной высоте. Эти навыки приобретаются за счет интенсивных наземных тренировок и прямого контроля инструктором в воздухе.

Следующие четыре уровня — выработка навыков маневрирования в свободном падении. Студент учится выполнять подходы, развороты на 360 градусов, переднее и заднее сальто, перемещаться и ориентироваться в воздухе.

А если передумал?

Есть у инструкторов и другой способ заработка — прыжки в тандеме.

— Это когда люди приходят «покататься», — говорит Вячеслав. — Прыгают в паре с инструктором, который контролирует падение, раскрывает парашют. Вместе с ними прыгает оператор, который снимает падение на камеру. Он приземляется раньше и ждет «туриста» на земле, чтобы снять также приземление. Ох, чего только не наслушаешься в момент раскрытия парашюта, — смеется мой собеседник.

— А часто бывает, что парашютист, пройдя инструктаж, уже в самолете решает не прыгать?

— Не часто. Хотя мы никогда не настаиваем. Это — психологический момент. Если спортсмен чувствует, что не готов, все равно «смажет» прыжок, плохо его выполнит — и придется потом перепрыгивать.

— А какие вопросы чаще всего задают перворазники?

— «А если не раскроется запасной парашют?» — самый частый вопрос. Но, как я уже говорил, это сейчас — из области фантастики.

Для справки

График: инструкторы парашютного спорта, как правило, работают по выходным — в субботу и воскресенье.

Зарплата: по словам Вячеслава, зарплата инструктора зависит от многих критериев и может сильно варьироваться. Обычно за прыжок на тандемах инструктор получает около 4—5 тыс. руб. За выходные реально заработать около 300—400 долларов.

ПОДГОТОВКА ОБЩЕСТВЕННЫХ

Программа состоит из 13 тем теоретической и наземной подготовки к прыжкам с парашютом.

Прыжки с парашютом в целях личного совершенствования общественные инструкторы-парашютисты выполняют по программам части первой Сборника, соответствующим их уровню подготовки. К обучению по данной программе допускаются спортсмены не ниже второго разряда.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА

Указания по проведению занятий

1. К проведению занятий привлекаются командиры авиационных звеньев парашютной подготовки (начальники парашютной службы) и инструкторы по парашютно-десантной

подготовке. Занятия проводятся по группам в парашютном классе и в парашютном тренировочном городке. На занятиях используются учебные макеты парашютов, учебные макеты приборов раскрытия ранца, схемы, плакаты и тренажеры.

При изучении тем по методике обучения различным видам прыжков с парашютом дается глубокий анализ ошибок, нарушений и происшествий при производстве прыжков, особенно по причинам недоученности спортсменов и нарушения последовательности обучения.

2. В целях приобретения практических навыков инструктора-парашютиста обучаемые должны пройти стажировку с опытными инструкторами-парашютистами по выполнению обязанностей выпускающего на борту самолета, заместителя руководителя прыжков и дежурного по площадке

приземления.

3. Допуск общественных инструкторов-парашютистов к обучению парашютистов разрешается

приказом по авиационной организации только после изучения ими данной программы в полном объеме и сдачи экзамена.

Перечень тем и расчет часов

№ темы Наименование темы Количество часов
Методика проведения занятий по изучению материальной части парашютов и парашютных приборов Методика проведения занятий по обучению укладке парашютов Методика проведения занятий по отработке на тренажерах парашютного тренировочного городка элементов прыжка с парашютом Методика проведения занятий по изучению теории прыжка и особых случаев при выполнении прыжка с парашютом Организация и проведение прыжков с парашютом Проверка готовности парашютистов к прыжку, исправности парашютов и снаряжения Действия выпускающего на борту самолета Организация укладки парашютов. Поэтапный контроль укладки парашютов Тренировка в укладке парашютов Изучение руководящих документов Организация и методика проведения парашютно-спасательной подготовки летного состава Составление плана и конспекта занятий Предупреждение травматизма при выполнении прыжков с парашютом Экзамен
Итого:


Тема 1. Методика проведения занятий по изучению материальной части

парашютов и парашютных приборов

Организация занятий, формы и методы занятий. Сочетание рассказа с показом. Требования, предъявляемые к парашютному классу.

Методика и последовательность изучения отдельных деталей парашютов и приборов. Процесс

раскрытия основного парашюта. Характерные отказы материальной части парашютов и причины их вызывающие. Методика изучения парашютных страхующих и кислородных приборов. Монтаж приборов на парашют.

Методика использования учебных макетов парашютов и приборов, схем, чертежей и плакатов.

Тема 2. Методика проведения занятий по обучению укладке парашютов

Основные методы занятий по обучению приемам и выработке навыков в укладке парашютов.

Оборудование укладочного стола.

Требования, предъявляемые к оборудованию рабочих мест при укладке парашютов вне

помещения. Показ укладки парашютов. Правила и последовательность укладки парашютов.

Этапы укладки основного парашюта. Правила укладки запасного и спасательного парашютов.

Подгонка парашюта по росту парашютиста. Заполнение формуляра парашюта. Разбор занятий по укладке парашютов.

Тема 3. Методика проведения занятий по отработке на тренажерах парашютного

тренировочного городка элементов прыжка с парашютом

Оборудование парашютного тренировочного городка. Содержание и последовательность проведения занятий. Методика отработки элементов прыжка с парашютом на тренажерах.

Использование макета самолета для отработки посадки в самолет, размещения парашютистов и

правил (очередности) выполнения прыжка. Изготовка к прыжку и отделение от самолета.

Использование стапелей для тренировки в действиях парашютиста после раскрытия парашюта. Раскрытие запасного парашюта.

Отработка на тренажере правил приземления.

Тема 4. Методика проведения занятий по изучению теории прыжка и

особых случаев при выполнении прыжка с парашютом

Организация занятий. Подбор учебных и наглядных пособий. Методика изучения законов движения тел в воздухе. Процесс раскрытия парашюта; нагрузки и силы, возникающие при раскрытии парашюта. Методика расчета прыжка с парашютом.

Особые случаи при выполнении прыжка с парашютом. Методика обучения последовательности действий парашютиста в особых случаях при выполнении прыжка с парашютом.

Тема 5. Организация и проведение прыжков с парашютом

Плановая таблица прыжков с парашютом. Выбор и подготовка площадки приземления.

Предварительная подготовка к прыжкам.

Контроль готовности к прыжкам парашютистов, средств обеспечения и управления прыжками. Медицинское и метеорологическое обеспечение прыжков с парашютом. Разбивка старта.

Предпрыжковая подготовка.

Проведение прыжков и меры безопасности.

Руководство полетами при выполнении прыжков. Руководство прыжками с парашютом.

Обязанности должностных лиц при проведении прыжков:

Руководителя прыжков;

Дежурного по площадке приземления;

Дежурного врача (фельдшера) на площадке приземления;

Дежурного телефониста (радиста).

Разбор организации и проведения прыжков.

Тема 6. Проверка готовности парашютистов к прыжку,

исправности парашютов и снаряжения

Проверка состояния здоровья парашютиста. Обмундирование. Соответствие варианта раскрытия парашюта заданному.

Состояние парашютов. Правильность монтажа обоих парашютов на парашютисте. Подгонка подвесной системы. Состояние замков ОСК, КЗУ.

Проверка правильности установки данных на страхующих приборах основного и запасного

парашютов.

Проверка наличия и монтажа секундомера, высотомера и ножа.

Тема 7. Действия выпускающего на борту самолета

Действия выпускающего перед посадкой и при посадке парашютистов в самолет.

Размещение парашютистов в самолете. Очередность прыжков. Зацепление карабинов. Место выпускающего в самолете. Действия выпускающего по выполнению команд командира экипажа.

Тема 8. Организация укладки парашютов. Поэтапный контроль укладки парашютов

Оборудование места для укладки парашютов. Принадлежности для укладки. Максимальное количество укладывающих в одной группе.

Порядок использования принадлежностей для укладки в группе.

Количество этапов и поэтапный контроль за укладкой парашютов.

Оформление документации на укладку парашютов.

Пломбирование парашюта и сдача его на хранение.

Тема 9. Тренировка в укладке парашютов

Подготовка мест для укладки парашютов. Принадлежности для укладки. Укладка тренировочных, запасных и спасательных парашютов. Контроль укладки.

Тема 10. Изучение руководящих документов

Руководящими документами являются:

Руководство по парашютной подготовке авиации РОСТО;

Организационно-методические указания на учебный год;

Настоящий Сборник программ;

Наставление по производству полетов авиации Вооруженных Сил России (в части, касающейся

руководства полетами);

Приказы, директивы ЦС РОСТО и другие документы, регламентирующие летную работу,

организацию и проведение прыжков с парашютом.

Тема 11. Организация и методика проведения парашютно-спасательной

подготовки летного состава

Цель парашютно-спасательной подготовки летного состава. Программа парашютно-спасательной подготовки, ее объем и содержание.

Организация и методика проведения занятий по теоретической и наземной подготовке к прыжкам с парашютом.

Организация и методика проведения тренировочных занятий по вынужденному покиданию самолета (вертолета, планера).

Тема 12. Составление плана и конспекта занятий

Обучаемые составляют конспект и план проведения занятий по одной из тем первого раздела программы 1 сначала под руководством инструктора-парашютиста, затем по одной-двум темам самостоятельно. Тему и срок ее разработки определяет инструктор-парашютист.

Тема 13. Предупреждение травматизма при выполнении прыжков с парашютом

Применение специальной обуви и защитных шлемов. Бинтование. Применение эластичных бинтов и повязок. Воздушные травмы и их предупреждение. Травмы при приземлении и их

В 1933 г. был учрежден знак "Инструктор-парашютист", также применяемый и в ВВС, и в ВДВ. Он имел две категории: I - для летного состава, II - только для парашютистов. Изготовлялся из серебра. На оборотной стороне вырезан номер. Приблизительно через год категории были ликвидированы, а на знаке вместо римских цифр появилось изображение падающего парашютиста. Интересная деталь: его фигурка, крепящаяся на двух штифтах, время от времени меняла свое положение в пространстве. То она падала стоя, то плашмя, то лицом вниз, то головой вниз, а то вообще на спину. Причины таких изменений и время их появления выяснить не удалось. И еще интересный штрих, 29 сентября 1935 году такой знак был вручён создателю 1-го ранцевого парашюта, старшему парашютисту страны Г.Е. Котельникову.

Знак "Инструктор - парашютист" 1933 год

Белый купол парашюта с темно-синим сужающимся продолжением, низ которого горизонтально срезан. В парашюте 6 строп от купола заканчиваются у накладки в виде красной пятиконечной звезды с серпом и молотом и изломанной (по внутренним сторонам нижних лучей звезды) полоски красной для I ст. и белой для II ст. с надписью "инструктор". Внизу находится очень стилизованное изображение самолета-моноплана, а под ним римская цифра "I" или "II". Низ знака имеет два прилива с отверстиями для крепления, при помощи двух колец, серебристой треугольной подвески с черной цифрой количества прыжков. Верх подвески имеет серповидный вырез. Изготовлен из серебра. Размер 64*24 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.

Знак "Инструктор - парашютист" 1934 год

Рисунок, размер и крепление знака аналогичны предшествующему, но вместо римских цифр крепится фигурка падающего парашютиста. Все детали, буртики и фацет знака золотистые. Изготовлен из латуни.

Знак "Инструктор - парашютист" 1941 год

Рисунок, размер, металл и крепление знака аналогичны предшествующему, но звездочка находится на куполе и выполнена одним штампом со знаком. Так же отдельно на куполе написано "инструктор".

19 августа 1934 г. совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Осоавиахима СССР было учреждено почетное звание "Мастер парашютного спорта СССР""", а 4 сентября 1934 г. утвержден соответствующий знак, который просуществовал в Вооруженных Силах до введения в 1949 г. единого знака "Мастер спорта СССР". Первое награждение им последовало 16 августа 1934 г., а 10 сентября 1934 г. знак № 1 был вручен командиру первого десантного подразделения Красной Армии Л. Г. Минову. Вместе с ним этот знак отличия получили Н. А. Каменев, М. Г. Забелин, К. Ф. Кайтанов, Н. А. Остряков и др. Всего с 1934 до 1945 г. было награждено им 297 человек."

Знак "Мастер парашютного спорта СССР"

Белый с четырьмя гранями сверху купол парашюта, на верху которого размещена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом и надпись в две строки: "мастер / СССР". Ниже купола идет сужающееся темно-синее продолжение, слегка закругленное внизу. На нем размещены накладки в виде стилизованного самолета-моноплана, под которым крепится купол парашюта в момент его раскрытия. От него идет семь строп к фигурке парашютиста.

По непонятной причине эта фигурка время от времени совершает такие же кульбиты, как и на знаке "Инструктор". На стропах, поперек знака, наложены красные цифры от 100 до 1000 через сотню. Внизу, при помощи двух колец, крепится треугольная подвеска (подобная "инструктору") с черными цифрами от 10 до 90 в десятках. Все детали, буртики и фацет знака золотистые. Изготовлен из латуни. Размер 75х27 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.

Прыжки с парашютом все больше набирают популярность не только среди поклонников экстремально отдыха. Теперь это не только вид спорта, но и популярное развлекательное мероприятие.

Как бы далеко вы не зашли в своих намерениях (стали заниматься профессионально или остановились бы на одной попытке), неизменно будет то, что вас будет сопровождать . Ни у кого не получится обойтись без инструктора, ведь новичку необходим человек с большим опытом, который объяснит и продемонстрирует, как вести себя, оказавшись в небе один на один с парашютом.

Какие задачи стоят у инструктора

Начинающие осваивать все тонкости , никак не могут обойтись без своего педагога и наставника, кем и будет являться инструктор. Он демонстрирует новичкам, как устроен парашют, рассказывает обо всех его потенциальных возможностях и о способах его использования, штудирует правила техники безопасности. Кроме того, в курс наземной подготовки входят тренировки на тренажёрах, теоретические лекции о поведении перед прыжком, в период полета и в момент приземления, оказывается моральная поддержка.

Тем, кто намерен прыгнуть ради забавы, инструктор станет благожелательным и требовательным воспитателем, который предостережет от необдуманных действий и легкомысленного поведения, которые могут привести к плачевным последствиям.

Как стать инструктором по прыжкам с парашютом

Претендовать на звание инструктора могут только те, кто сам стал опытным парашютистом. Претендент на эту ответственную работу должен иметь за плечами не одну сотню прыжков, он должен на практике иметь дело с различными парашютными системами. Но и этого мало. Инструктор должен быть уравновешенным человеком, спокойным и внимательным, а так же иметь отличную физическую форму. Кроме того, у него должны быть педагогические способности, чтобы суметь донести свои знания, навыки и умения до своих учеников. Инструктора являются «тонкими» психологами, чтобы чувствовать и анализировать психологическое состояние как одного ученика, так и всей группы.

Все эти качества помогают инструктору грамотно реагировать на растерянное поведение новичков, правильно вести себя в сложных непредвиденных ситуациях, когда ученик допускает при подготовке к прыжку погрешности и др. При любых сложных обстоятельствах инструктор обязан действовать обдуманно и быстро, предвидя возможные последствия.

Небо не прощает ошибок, поэтому инструктор в разумных пределах должен быть педантичен в действиях, неукоснительно соблюдать все инструкции, придерживаться нормативов и правил, быть примером для своих учеников.

Профильного образования – инструктор парашютного спорта в учебных заведениях нет. Обычно, это направление является частью учебного курса, входящего в подготовку по другим специальностям, либо как факультатив. В любом случае, соискатель на профессию инструктора, должен пройти весь путь подготовки, предусмотренный для спортсменов-парашютистов.